Pārpublicēts no ves.lv
Что нужно сделать, чтобы цены на лекарства снизились в несколько раз?
«В Латвии отсутствует действительная конкуренция между производителями дженериков, и у потребителя фактически есть выбор не между дешевыми и дорогими препаратами, а только между дорогими и еще более дорогими препаратами», заявляет изданию «Деловые Вести» президент Латвийской ассоциации аптекарей Гунтис Белевич.
Очевидно, что наши люди переплачивают за медикаменты. Похвально, что этой темой озаботился Совет по конкуренции (СК), ведь если мы хотим видеть здоровую нацию, то вопрос стоимости лекарств обязательно должен стоять на повестке дня. Я детально изучил заключение СК, в котором объяснялись причины дороговизны лекарств в аптеках страны, и могу заявить с уверенностью: в этом документе нет всей, я бы сказал, самой главной правды.
Как собирали те данные, на основе которых СК делал свои выводы? Методика была такая: человек из СК, который ранее никогда вопросами рынка лекарств не занимался, пошел по врачам, аптекарям, фармацевтам, оптовикам, по госучреждениям и, по сути, задал лишь один вопрос: что нужно сделать для того, чтобы вы стали зарабатывать меньше? И, конечно, никто не сказал всю правду, что вполне понятно. Отсюда вопрос: можно ли относиться к заключению СК серьезно, если в нем нет самых главных причин, объясняющих, почему в Латвии дорогие лекарства?
Ответ на этот вопрос есть, и он известен большинству участников рынка. Самая главная причина — латвийское государство не видит, что от его имени Государственное агентство лекарств (ГАЛ) берет очень высокую плату за регистрацию препаратов и за их нахождение в регистре. Если это лекарство еще и входит в список компенсируемых, то фирмы должны платить за это еще раз другому госагентству. Понятно, что все эти издержки производитель лекарства включает в его стоимость. По этой причине в Латвии отсутствует действительная конкуренция между производителями дженериков, и у потребителя фактически есть выбор не между дешевыми и дорогими препаратами, а только между дорогими и еще более дорогими препаратами. Поэтому даже если в Латвии будет введена система INN, когда в рецепте будет значиться только активное вещество, а не сам бренд, это мало что изменит — люди все равно не получат доступа к дешевым препаратам, потому что их банально в Латвии нет.
Что нужно сделать? Государству нужно перестать находиться в образе богатой страны. Когда мы поймем, что пора слезть с «мерседесов» и «бентли» и пересесть на «велосипеды», тогда государство должно сказать: нет необходимости проводить местную экспертизу дженериков, чем сейчас занимается Государственное агентство лекарств и берет за это огромные деньги. Просто потому, что в этом нет смысла, — эти лекарства уже проверены в других странах. Поэтому государству надо: упростить порядок регистрации дженериков — пусть это будет стоить 200 евро и занимать максимум 2 недели. И не надо больше ничего проверять. Достаточно, если этот препарат уже зарегистрирован как минимум в двух странах ЕС, одна из которых — это Германия, Франция или Англия. Только тогда можно обеспечить настоящую конкурентную борьбу между дженериками.
Только тогда рынок лекарств существенно пополнился бы лекарствами, что привело бы к значительному понижению цен, ведь сейчас в Латвии для многих индикаций вообще ничего не зарегистрировано. И тогда стоимость дженериков упала бы в аптеках не на 10–15%, а в три раза!
Что же происходит вместо этого? ГАЛ гордится тем, что не живет за счет средств государственного бюджета, а зарабатывает деньги самостоятельно. ГАЛ живет за счет платы за регистрацию, которую платят производители лекарств. Эти производители на 95% — зарубежные, в основном западные. Они же и заказывают музыку и диктуют правила игры. Говорят так: вот мы тут выстроили структуру распространения, платим вам деньги за регистрацию, вы уж постарайтесь, чтобы других производителей было поменьше. Чего удивляться, что дженерики в Латвии сумасшедше дорогие? Вместо того, чтобы разобраться в проблеме и честно признать ее наличие, в Латвии пытаются столкнуть лбами фармацевтов с врачами.
Возьмем еще один аспект. Стоимость лекарства на полках аптек включает в себя и затраты на их рекламу. Есть такие производители дженериков, на которые в Латвии работают 150 человек. Они посещают врачей, проводят презентации и т. д. Какая стоимость работы этого персонала? Да просто огромная! И в итоге за это все платит потребитель, который заболел. Если мы хотим снизить также и стоимость безрецептурных медикаментов, тогда мы должны запретить рекламу этих лекарств в СМИ. Человек не должен заниматься самолечением на основе рекламы, а должен идти к врачу, а тот ему выпишет правильное лекарство. Средством для выбора лекарства не должна быть реклама! Такие прецеденты в Европе есть, и в этом плане Греция никогда не прикидывалась богатой страной. При этом регистрация безрецептурных лекарств также должна быть дешевой. Вкупе с быстрой и дешевой регистрацией эти меры дадут колоссальное снижение цен и в секторе безрецептурных медикаментов.
Скажу более — Латвия переплачивает за лекарства еще и в больничном секторе. У нас слишком дорогие тендеры, в них также участвуют слишком дорогие дженерики. Но главное, ГАЛ до сих пор не внедрила регистрацию лекарств в специальных упаковках для больниц. Это так называемые клинические упаковки, которые на 50–70% дешевле, если покупать их в специальной для клиник расфасовке. Это ведь делается еще и с целью, чтобы такая упаковка не ушла с больницы в продажу или куда–то на экспорт. Латвия же осознанно не идет по этому пути. Видимо, кому–то очень выгодно, чтобы лекарства в Латвии были очень дорогие. Но только это не те участники фармацевтического рынка, которых обвиняет СК в своем заключении. Те — которые настоящие виновники –— они просто не указаны в выводах СК.
Очевидно, что всю систему регистрации и надзора за рынком лекарств нужно сделать проще и прозрачней. Я никогда не понимал, зачем нам нужны два агентства — ГАЛ и то второе агентство, которое вписывает регистрированные лекарства в список компенсируемых. По–моему, эту функцию нужно с нее снять и перенести в ГАЛ. Если сравнить, сколько чиновников в Латвии надзирают за рынком лекарств, то, по сравнению с соседними странами, у нас их окажется в разы больше. Зачем нам столько бюрократии, ведь мы должны быть гибкими и экономить? У нас остается не так много людей — они убывают как мартовский снег. И мы должны делать все возможное, чтобы их жизнь в Латвии была более здоровой и дешевой, чтобы они могли лечиться более дешевыми лекарствами.
Если это наша цель, то давайте отбросим личные интересы, ведь мне, как владельцу аптеки, тоже невыгодно сегодня говорить многие вещи из тех, которые мною сказаны: вхождение более дешевых препаратов и запрет рекламы безрецептурных лекарств сократит прибыль аптек. Но об этом я буду думать в самую последнюю очередь — у нас не просто кризис, нам страну спасать надо! Если в Латвии не останется людей, кто тогда придет в мою аптеку?